The Flying Circus (kuka_ra) wrote,
The Flying Circus
kuka_ra

Category:

Квадратура музыки

Глубокоуважаемый юзер dimrub затронул тему, на которую я не думала и не писала лет 10-15. Цитирую его пост:

Недавно вернувшийся из галута В. рассказал на днях, что арабская музыка - квадро-тональна
("квадрат-какая-какая?!", - переспросил поначалу я). То есть, если в европейской музыке минимальная разность между двумя нотами - пол-тона, то в арабской различаются четверть тональные переходы. За счет этого для непривычного уха арабская музыка создает некоторый диссонанс. В частности, это означает, что подобную музыку нельзя играть на пианино.

Это наводит на следующую мысль. Откуда, собственно, произошла привычная нам система сольфеджио? Вытекает ли ее существование из законов природы (и мы ею пользуемся, поскольку она естественна), либо же ее придумал произвольным образом какой-нибудь сумасшедший средневековый нумеролог в перерыве между поисками филосовского камня и составлением гороскопов (то есть, она нам кажется естественной лишь потому, что мы ею пользуемся с детства)?


Впопыхах написалось вот что:

Сейчас - нельзя, а в добаховские времена, когда фортепиано только-только появилось на свет Божий, и механика его была далека от совершенства, возможно (не могу проверить!) и можно было. Деление октавы на 12 равных полутонов появилось совсем недавно - лет так 250 назад. До этого полутона не были равными - что и сейчас еще очевидно на струнных инструментах и в хоровом пении. Пример: полутон ре-ми бемоль безусловно меньше, Уже, чем более широкий полутон ре-ре диез.

Я сильно сомневаюсь, что одинаковые полутона (а также изгнание четвертитонов) были плодом изысканий какого-нибудь средневекого нумеролога (хотя я практически уверена, что какая-то работа в этой области проводилась, просто не могла не проводиться). Вплоть до средневековья, и даже позже, церковная музыка основывалась на системе ладов, отнюдь не все из которых были "гладенькие" и "ровненькие" для нашего современного уха. Изначально их было восемь, но до сегодняшних дней в употреблении остались 4 (плюс гармонические и совершенные мажор и минор). Эти восемь ладов явно были остатками античной и ближневосточной музыки, перешедшими в почти неизменном виде сначала в западную церковную музыку, а затем и в светский обиход.

Лады эти, впрочем, равно, как и музыка на них построенная, с большим трудом поддавались записи - и в силу их собственной сложности, и в силу отсутствия стройной и понятной системы нотации. В результате многочисленных усовершенствований нотной письменности, на которых я не буду сейчас подробно останавливаться, мы получили современный пятилинеечный нотный стан и потеряли часть ладов. Этим, а также инженерным прогрессом, объясняется то, что в современной западной музыке четвертитоны не имеют широкого распространения. Хотя попытки их возвращения в музыкальную практику - в экспериментальной и электронной музыке - были, есть, и, надеюсь, будут.

Вот здесь http://blankov.narod.ru/biblioteka/livanova-25-52.htm находится интереснейшая статься Тамары Ливановой более-менее на эту тему.
Subscribe

  • Про секс

    Разозлилась и накатала коммент на вот этот пост в rusam. Ну что за фигня-то в конце концов? Можно подумать, мы в Викторианской Англии…

  • Премодерация в русаме?

    Вроде я там три тыщи лет. А вот только что отправила сообщение, оно улетело, но не показывается. Вроде бы, ни в каких скандалах я там никогда не…

  • Конспектом. Из одной утки -- четыре блюда.

    Для двоих взрослых. Срезать грудки. Подать их быстро обжаренными с любыми гарнирами. Остальную птицу разрезать на части и сделать конфи. Ножки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments